Премия Рунета-2020
Самара
+2°
Boom metrics
Экономика26 апреля 2024 11:23

Чем банки привлекают предпринимателей и почему нельзя допускать просрочек

Медиагруппа «Комсомольская правда» - Самара» во вторник, 23 апреля, на площадке отеля «Реальянс» провела бизнес-дискуссию «Банки для бизнеса: взаимодействие банков с представителями МСП»
Тема взаимодействия банков и предпринимателей многоаспектна и интересна обеим сторонам.

Тема взаимодействия банков и предпринимателей многоаспектна и интересна обеим сторонам.

Фото: Светлана МАКОВЕЕВА

Участниками обсуждения стали не только представители банков и инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, но и предприниматели, которые задали экспертам много вопросов.

Господдержка на любой стадии развития

Начиная разговор, модератор, руководитель бизнес-направления радиостанции «Комсомольская правда» Ольга Пастернацкая попросила участников дискуссии рассказать о формах поддержки предприятий малого и среднего бизнеса. Сегодня ее разнообразие впечатляет, начиная от упрощения законодательства и некоторых административных процедур, прямого субсидирования затрат предпринимателей, занятых в определенных сферах деятельности, содействия предпринимательству в наукоемких отраслях, ориентированных на разработку и внедрение инноваций, помощи предпринимателям в выходе на внешние рынки, установления льготных режимов налогообложения для малого и среднего бизнеса и заканчивая предоставлением госгарантий в виде обеспечения под привлекаемые кредиты на развитие малого бизнеса.

По мнению генерального директора АО МК «Гарантийный фонд Самарской области» Юлии Красиной, государство поддерживает малый и средний бизнес на любой стадии развития.

Юлия Красина рассказала, на какие меры господдержки могут рассчитывать предприниматели с самых первых шагов.

Юлия Красина рассказала, на какие меры господдержки могут рассчитывать предприниматели с самых первых шагов.

Фото: Светлана МАКОВЕЕВА

- Мер поддержки очень много, и предприниматели должны знать,что если они начали как самозанятые, для них одни меры поддержки. Если они стали начинающими предпринимателями - другие. Есть инструменты поддержки, которые даже не оценивают выручку. Более того, не требуется сдачи отчетности для получения такой поддержки. Если они твердо встали на ноги и уже показывают выручку - для них тоже есть специфические инструменты, - уточнила Юлия Красина.

Причем ставки для начинающих в ГФСО от 1% годовых. Для действующего бизнеса максимальная ставка 7,5%. И даже если 5 млн рублей предпринимателю для реализации его проекта недостаточно, на реализацию инвестиционного проекта можно получить до 200 млн. В случае если проект будет более масштабным, специалисты регионального фонда готовы помочь в выстраивании контактов с Федеральным фондом поддержки малого предпринимательства.

Наталья Медведева («Опора России») рассказала, какие сложности у бизнеса в привлечении инвестиций.

Наталья Медведева («Опора России») рассказала, какие сложности у бизнеса в привлечении инвестиций.

Фото: Светлана МАКОВЕЕВА

В приоритете банковские гарантии

Участники дискуссии обменялись мнениями по поводу того, на что могут рассчитывать предприниматели, обращаясь в банки.

Руководитель Абсолют Банка в Самаре Алексей Ларгин остановился на наиболее популярных продуктах для малого и среднего предпринимательства.

Алексей Ларгин объяснил рост спроса на факторинг повышением ключевой ставки.о каких

Алексей Ларгин объяснил рост спроса на факторинг повышением ключевой ставки.о каких

Фото: Светлана МАКОВЕЕВА

- В 2024 году среди наших клиентов в сегменте МСП востребованы банковские гарантии, кредиты на пополнение оборотных средств, расчетно-кассовое обслуживание, депозиты для юридических лиц, лизинг и факторинг. Один из самых ярких трендов – активное участие МСП в реализации госзаказа, которое требует банковских гарантий. Это стабильность и понятная логика взаимодействия, хотя и с элементами жесткого контроля и повышенной ответственности, - заметил Алексей Ларгин. - Мы полагаем, что драйверами развития в 2024 году в первую очередь будут такие продукты, как банковские гарантии и факторинг.

Отметим, что спрос на банковские гарантии в начале 2024 года в этой финансовой организации вырос почти в 2 раза по сравнению с концом прошлого года. В марте и апреле тренд на увеличение спроса по этому направлению также сохраняется на высоком уровне, как и средняя сумма банковской гарантии. По данным банка, она выросла с 5-8 млн рублей до 12 млн рублей у МСП и с 50-80 млн рублей до 127 млн рублей у крупного бизнеса. Доля гарантий по госзаказу держится на уровне 60%, за год она выросла на 8%.

Самым популярным видом гарантий в начале года стали гарантии на возврат аванса - он является практически бесплатным источником средств для исполнителя при нынешнем достаточно высоком уровне ставки.

Ольга Пастернацкая попросила участников дискуссии рассказать о формах поддержки предприятий малого и среднего бизнеса.

Ольга Пастернацкая попросила участников дискуссии рассказать о формах поддержки предприятий малого и среднего бизнеса.

Фото: Светлана МАКОВЕЕВА

Факторинг как средство от кассовых разрывов

- Что касается факторинга, то за год наш банк увеличил факторинговое финансирование клиентов на 76%. Размер факторингового портфеля за это же время вырос почти на 34%, - продолжил Алексей Ларгин.

Существенный рост бизнеса банка обусловлен несколькими факторами. Ключевой – запуск ряда новых продуктов. Среди них программы финансирования автопроизводителей и крупных дистрибьюторов, а также различные формы предоставления факторингового финансирования.

- По нашим наблюдениям, в Самарской области наиболее выражен спрос на стандартный факторинг, на втором месте по популярности агентский факторинг, который фактически позволяет клиентам пополнять оборотные средства (целевое пополнение), - пояснил Алексей Ларгин. - За факторингом к нам обращаются компании, имеющие отсрочку платежа. По нашим прогнозам, в 2024 году, во второй его половине, основным драйвером увеличения спроса на факторинг будет снижение ключевой ставки Центробанка, которого с нетерпением ждет рынок факторинга.

Высокая скорость и лояльность

Имея похожие линейки продуктов, банки бесконечно совершенствуют сервис, уровень которого, безусловно, сказывается на предпочтениях клиентов.

По мнению начальника отдела развития отношений с клиентами малого бизнеса АО «Альфа – Банка» Ангелины Далгатовой, существенным преимуществом структуры, в которой она работает, является скорость принятия решения и высокая лояльность по отношению к клиенту.

Ангелина Далгатова рассказала и системе информационной поддержки предпринимателей бизнес-советниками.

Ангелина Далгатова рассказала и системе информационной поддержки предпринимателей бизнес-советниками.

Фото: Светлана МАКОВЕЕВА

- В текущих реалиях, время - это самый дорогой ресурс, - считает Ангелина Далгатова. - Наш банк выступает на стороне клиента, поэтому мы всегда оперативно предлагаем клиентам несколько вариантов, закрывающих его потребности. У нас высокая вариативность как залоговых, так и беззалоговых продуктов и готовность помогать клиенту.

Времена, когда взаимодействия с банками малому бизнесу давались с трудом, давно прошли.

- Сегодня работа с банком, даже если мы говорим о нестандартных кредитных продуктах, идет в ускоренном темпе, - уточняет Ангелина Далгатова. - Оформление кредита может занять всего один день, разумеется, с момента предоставления документов клиентом.На сегодня при условии соответствия финансовых показателей компании кредитной политике АО «Альфа - Банк», а также при предоставлении надлежащего (ликвидного) обеспечения клиент может рассчитывать на быстрое принятие решения по нему.

Держать такой ритм банку помогает автоматизация процессов и четкая работа специалистов.

Что банк ждет от клиента

Взаимодействие бывает продуктивным только в том случае, если стороны понимают и идут навстречу друг другу. Партнерские отношения банка и клиента – залог успешного сотрудничества.

Сегодня получить информацию о возможностях кредитования можно на сайте банка, а также через бизнес-советника. Такая связь с клиентами есть далеко не у всех финансовых структур. Задача института бизнес-советников - информировать клиентов обо всех возможностях банка, помогать в выборе продукта. Клиенты сгруппированы по объему бизнеса - у них схожие вопросы и задачи. Они видят своего бизнес-советника в клиент-банке и имеют возможность выйти с ним на связь в случае необходимости.