Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+8°
Boom metrics
В мире23 октября 2014 16:10

Джихад-туризм: как британцев заманивают в ряды экстремистов

Корреспондент «Комсомолки» выяснил, как в Лондоне вербуют новобранцев в иностранные легионы «Исламского государства»
Корреспондент «Комсомолки» выяснил, как в Лондоне вербует новобранцев в иностранные легионы «Исламского государства»

Корреспондент «Комсомолки» выяснил, как в Лондоне вербует новобранцев в иностранные легионы «Исламского государства»

Фото: GLOBAL LOOK PRESS

ВСТРЕЧА У МЕЧЕТИ

- Возьмите, не пожалеете, - худющий паренек протягивает лист бумаги желтого цвета. Мое первое желание - выбросить: сколько мусора раздают на улицах! Но, взглянув, прочитываю до конца:

«Мы рады, что ты пришел в нашу мечеть. Хочешь увидеть мир, узнать, как живут в нем твои братья по вере? Мы поможем тебе побывать в Пакистане. Он произведет на тебя огромное впечатление. Найди меня у левого входа в мечеть. Спроси Абдуллу».

Сегодня пятница, и возле мечети в лондонском районе Финчли не протолкнешься. Но у входа мне сразу показывают на толстого мужчину лет пятидесяти, в чалме, длинном белом одеянии с четками в руках. Протягиваю ему листовку. Абдулла ощупывает меня взором, а потом засыпает вопросами:

- Ты никогда не был в Пакистане? Что же там тебя особенно интересует? Чем ты занимаешься и откуда родом?

Выслушав ответы (я, мол, учитель истории из Голландии, люблю путешествовать, а в Пакистане не был), новый знакомый доверительно сообщает, что для европейцев он организует поездки, которые «не забудешь всю жизнь». В этих словах, произнесенных со странной усмешкой, чувствуется двойной смысл.

Абдулла вынимает мобильник и предлагает:

- Для начала, дорогой, я тебя сфотографирую и запишу твой телефон и имейл. А позже свяжусь с тобой.

Абдулла растворяется в толпе прихожан. Так от некоторых лондонских мечетей начинается порой «джихад-туризм».

«ГОРЯЩИЕ ПУТЕВКИ» НА ТОТ СВЕТ

Встреча у мечети - капля в море разнообразных методов вербовки «джихад-туристов». Чаще всего для этой цели используется интернет. Множество твитов, видео и фото завлекают «горящими путевками» во все тот же Пакистан. И вот, пройдя собеседование, таксист, или студент, или продавец в свой законный отпуск приезжает в манящие его края. Там у гостя первым делом отбирают документы, и опытные профессионалы начинают обучать его. Чему? Основам политического ислама, суть которых - у мусульманина нет родины. Обращению с оружием. Ненависти к «неверным». Затем новоявленного моджахеда отправляют в одну из экстремистских исламских группировок в Ираке и Сирии.

Конечно, многие «новобранцы» - не слепые котята, которых против их воли бросили в кипящий огонь Ближнего Востока. Часто они знают, на что идут. Как 19-летний Ибрахим Камара. Этот двухметровый студент из Брайтона учился на инженера-компьютерщика, обожал фильмы о Гарри Поттере и рэп. Однажды Ибрахим пропал. А потом сообщил матери, что находится в Сирии. Теперь его знакомые и друзья рассказывают, что в последние полтора-два года он постоянно посещал мечети (их в Брайтоне три) и сутками рассматривал ролики с призывами к «священной войне» против врагов ислама. Весной Ибрахим по паспорту младшего брата добрался до Сирии, начал воевать вместе с боевиками и погиб на днях от американской бомбы. Его мать говорит, что экстремисты смогли промыть мозги мальчику, потому что он был «очень наивный, открытый и вообще хороший».

ИНОСТРАННЫЙ ЛЕГИОН ИСЛАМИСТОВ

Как считается, первые «джихад-туры» организовала шиитская радикальная группировка «Хезболла». Около десяти лет назад она начала приглашать мусульман и христиан на экскурсии по Южному Ливану, возле границы с Израилем. Смотрите, что творит агрессор и как героически мы защищаемся! Во время поездки туристов также учили стрелять, закладывать бомбы. В результате кто-то вступал в «Хезболлу».

Сегодня лидер в «джихад-туризме» - «ИГ» («Исламское государство»), в его ряды влились около 12 тысяч молодых людей из 80 с лишним стран.

Иностранный легион «ИГ» чаще всего пополняют британцы, за ними - бельгийцы и датчане. Французов меньше - там распространение экстремистских исламских идей карается суровее. Примерно 2,5 тысячи граждан стран Европы и США, несколько сотен австралийцев. Кроме того, за «ИГ», по некоторым данным, воюет до тысячи чеченцев. Вот такой террористический интернационал!

А еще из Британии прибыло больше пятисот «невест» джихадистов. Двух из них полиция на днях объявила в розыск - пятнадцатилетнюю жительницу Бристоля и ее подружку, которая на два года старше. Они вместе улетели из Лондона в Стамбул, чтобы перебраться в Сирию...

Кстати, у моджахедов белые считаются очень ценными кадрами. Они внушают меньше подозрений, когда пересекают границу или готовятся совершить теракт. К тому же знают иностранные языки. Поэтому их привлекают к работе в социальных сетях, переговорам о выкупе или обмене пленных, монтажу видеоматериалов. Во время казней убийцы из «ИГ», как мы слышали, говорят с лондонским или североанглийским акцентом.

КАК ПЕРЕКРЫТЬ КИСЛОРОД?

- «Джихад-туризм» - гигантская угроза не только для Ближнего Востока, но и для внутренней безопасности США, Европы, а также России, - сказал мне социолог из Манчестера Том Галлахер. - Ведь молодые люди, набравшиеся опыта боевых действий и готовые умереть за идеи исламского фундаментализма, в любой момент могут снова оказаться дома. И делать там то, чему научились: стрелять, взрывать машины, носить «пояс шахида».

На днях полиция обнаружила в Брайтоне подпольную сеть джихадистов. Они изготавливали взрывчатку и тренировали смертников, которые должны были устраивать теракты в Европе.

Полиция и спецслужбы Британии долгое время довольно снисходительно относились к «джихад-туризму». Они иногда допрашивали любителей острых ощущений, которые побывали на Ближнем Востоке, но задерживали их лишь в крайнем случае.

Однако теперь отступать некуда, и министр внутренних дел Великобритании Тереза Мэй объявила о новых законах. Вскоре полиции будет гораздо легче привлекать вновь прибывших к уголовной ответственности. Она получит также полномочия конфисковать паспорта как у отморозков, которые возвращаются в Британию с Ближнего Востока, так и у тех, кто намерен присоединится к «ИГ». Кроме того, ролики религиозных фанатиков решено признавать такими же незаконными, как торговлю наркотиками и детскую порнографию.

Помогут ли все эти резолюции и законы? Известный лондонский политик Пэдди Эшдаун настроен пессимистически. Он считает, что бомбардировки Ирака и Сирии приведут к противоположному результату. Боевики «ИГ» будут теперь чаще устраивать теракты по всему белому свету. По мнению мистера Эшдауна, Западу надо вступить в коалицию с Россией, у которой очень большой опыт борьбы с экстремистами, прежде всего на Северном Кавказе.

Лондон.

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

Александр БОЙКО, корреспондент «КП»: Меня вербовали на курорте

Пять лет назад поехал с семьей в Египет. В сувенирной лавочке, что в отеле, заметил у продавца след от старой раны. Он оказался, как и я, капитаном запаса. За чашкой кофе мы разговорились (египтянин учился в России в Военно-воздушной инженерной академии им. Н. Е Жуковского). Каждый вечер после этого торговец здоровался, предлагал кофе, делал моей супруге скидку на сувениры. Однажды предложил отвезти нас из отеля в город, в магазин брата.

Брат оказался совсем даже не похож на продавца из отеля: крупный лысый мужчина с окладистой черной курчавой бородой и без усов. Он продал с хорошей скидкой понравившуюся нам лампу из ажурного стекла и предложил выпить с ним кофе. Стал предлагать приехать в Египет, чтобы учить военному делу призывников. Я, конечно, пообещал ему подумать над предложением. Продавец посулил в месяц тысячу американских рублей и протянул три книжки. Он гладил их и приговаривал, что по ним учат наших соотечественников в Каирском исламском университете. Мы те книжки взяли, ведь отказываться от книги на Востоке - оскорбление.

Вернулись в отель. Супруга стала собирать чемоданы. Сувениры туда поместились, а вот книги нет. Решил открыть, полистать и ужаснулся: тексты на чистом русском языке призывали вступить в ряды «братьев мусульман» и начать борьбу с неверными. Вот, оказывается, к какому «брату» возил меня продавец из отеля…