Напротив памятника Георгию Жукову у входа в Исторический музей кипит стройка. Грохот, визг, лязг труб. В двух шагах - палатка. Внутри - режиссерский пульт. Павел Лунгин, глядя в листок со сценарием, поправляет актеров в рацию:
- Машина сигналит, и только после этого ты начинаешь двигаться, ясно?
Возле Арсенальной башни при въезде на Красную площадь выстроен кордон. На брусчатке толпится массовка: все в летних нарядах, а на улице октябрь. В руках у людей российские флаги и шарики. Толпу рассекает кортеж - длиннющий «Мерседес» и «Волга». В первой машине - генералы, во второй - полковник Брагин (Владимир Машков). В парадной офицерской форме ВМФ, с медалями и в белой фуражке, актер медленно выходит из машины и степенно шагает в сторону Кремля. На его мрачном лице отпечаток боли...
Фото: Алексей ЛАДЫГИН
- Стоп! Еще дубль, - командует режиссер. - Давайте проснемся. Очень медленно все происходит.
Дубль за дублем машины гоняют вперед-назад на потеху зевакам, гуляющим по Красной площади и снимающим происходящее на мобильные телефоны.
Машков, вдоволь накатавшись, выбирается из «Волги» попить чаю. Но не тут-то было. Его сразу ловят за рукав:
- А можно фото?
- Извините. В форме не могу. Нельзя. У нас съемка.
Актер виновато улыбается, накидывает на китель пуховик и только после этого фотографируется.
Спасает Машкова режиссер Павел Лунгин, который начинает проговаривать с ним сцену.
- Лунгин - тот режиссер, с которым мне всегда комфортно работать, - признается Машков. - Своим воодушевлением он сильно располагает. Это очень важно, потому что за полгода съемок у нас была масса сложных сцен, многочасовой грим, мы плотно погрузились в эту работу. Не хотелось бы проводить аналогии с американской версией формата, это наша история, и интересно то, как ее сделали мы.
Машкову пришлось сыграть военного, который мучительно адаптируется к нормальной жизни после войны. Шрамы на его теле - следы пыток.
Фото: Алексей ЛАДЫГИН
«Полгода я не могла спокойно спать или есть»
Со стороны Тверской улицы, где в ряд выстроены актерские вагончики, шагает Виктория Исакова. В мешковатой одежде, с кровоподтеками на лбу, под глазом и на губах. За ней бежит мужчина в балахоне - актер Тимофей Трибунцев. Они залетают в толпу людей, что до сих пор переминаются с шариками в руках.
- Через два часа будет выступать Басов! - нервно оглядываясь, обращается к собеседнику Исакова.
- Отлично! Но мы не его сторонники, надеюсь?
- Здесь будут все силовики, руководство страны. Они редко собираются в одном месте! А где-то по городу гуляет снайпер.
Андрей Мерзликин экспрессивно показывает, как депутат Басов грозит наказанием покушавшимся на него.
Фото: Алексей ЛАДЫГИН
Камера смотрит на актеров со стороны Красной площади. Исакова и Трибунцев словно пытаются прорваться через толпу - туда, где будет вещать политик Басов (Андрей Мерзликин).
- Стоп! - тормозит сцену Лунгин. - Вика подойдет к ограде, и тогда берем ее крупно! Прошу, давайте чуть медленнее. Вика, а ты будь рассеяннее - смотришь влево и вправо и говоришь чуть громче. А слово «снайпер» можно громким шепотом, вас же люди окружают.
Исакова соглашается и снова идет в кадр. Нерв сцены запредельный: эксперту антитеррористического центра Анне Зиминой известно нечто важное. Но ей не верят. Она трясет помощника за грудки, кричит. Отчаянная мимика, объяснения с надрывом, блеск в глазах. Но все тщетно.
Опасность приближается, а Зимину никуда не пускают.
- Такие роли сыграть нелегко, - уверяет Виктория Исакова. - Я поняла, что не могу в перерыве лечь спать или просто спокойно поесть. У Зиминой есть определенные психофизические особенности, которые я пытаюсь передать, поэтому нельзя расслабиться. Если успокоить себя, то «запрыгнуть» в это состояние снова сложно. Можно только собраться и прожить полгода в шкуре другого человека.
Владимир Машков солидарен с Викторией - готовиться к роли пришлось более чем основательно.
Идиллия на площадке: Владимир Машков, Виктория Исакова и Павел Лунгин не хотят расставаться.
Фото: Алексей ЛАДЫГИН
- У нас была сильнейшая команда консультантов - ветераны, которые воевали, участвовали в антитеррористических операциях и испытывали подобное, - утверждает актер. - Это мои друзья. Готовясь к роли, я смотрел страшные сцены насилия и не понимал: как люди могут делать такое с другими людьми? Эти кадры будут преследовать меня всю оставшуюся жизнь.
Несмотря на тяжелый психологизм «Родины», в перестановках между сценами на площадке царит братская атмосфера: актеры обнимаются, ведут себя так, словно год не виделись.
- Работа с Владимиром Машковым - это подарок, - с улыбкой говорит Исакова. - Есть то, что остается с тобой после съемок на всю жизнь. И вот я говорю Володе: «Ты в ответе за то, что приучил меня к такому партнерству!» Он очень трепетный, тактичный парт-нер. Володя отдает столько опыта и энергии, что я подключена к этому питанию, как к розетке!
Сериал производства компании «Вайт Медиа» выйдет в эфир телеканала «Россия 1» в следующем году.