Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Общество16 сентября 2014 14:00

Великий и ужасный Фукуяма отложил конец Истории. И России…

Гуру философии признал, что воспетый им либерализм пробуксовывает даже на Западе
Провидец Фукуяма мигом стал мировой знаменитостью

Провидец Фукуяма мигом стал мировой знаменитостью

25 лет назад неизвестный сотрудник Госдепа США опубликовал по знакомству, в заштатном малотиражном журнальчике отца своего приятеля, статью с хлестким названием «Конец истории?». Утверждая, что к концу 20 века с фашизмом, марксизмом-ленинизмом на планете покончено. Налицо, дескать, неоспоримая победа экономического и политического либерализма. «Триумф Запада, западной идеи очевиден прежде всего потому, что у либерализма не осталось никаких жизнеспособных альтернатив… То, чему мы, вероятно, свидетели, не просто конец холодной войны или очередного периода послевоенной истории, но конец истории как таковой, завершение идеологической эволюции человечества и универсализации западной либеральной демократии как окончательной формы правления.»

Подобные мысли активно носились тогда в воздухе по обе стороны океана, на фоне горбачевской «перестройки» СССР, сдачи Кремлем идеологических и прочих позиций. Но Ёсихиро Фрэнсис Фукуяма первым теоретически обосновал, со ссылками на Гегеля и прочих философов прошлого и настоящего, всемирную победу либеральной демократии. Фактически это стал «Манифест либерализма», отправлявший в утиль знаменитый «Манифест Коммунистической партии» Маркса.

И надо же тому случиться, что вскоре, 9 ноября 1989 года, рухнула Берлинская стена, символ холодной войны. Наглядно доказав правоту манифеста Фукуямы (или сотрудник Госдепа кроме «научного предвидения» кое-что знал по долгу службы и спешил своей статьей внести сумятицу в головах марксистов, приблизить победу Запада?!) Соцлагерь посыпался, как карточный домик. Провидец Фукуяма мигом стал мировой знаменитостью. Поговаривают, что к раскрутке певца безбрежного либерализма приложил руку родной Госдеп. В 1991 году приказал долго жить и Советский Союз. Фукуяма бросил госслужбу, срочно написал на основе статьи книгу «Конец истории и последний человек». Уже без вопросительного знака. Изданная на десятках языках, она тут же стала глобальным бестселлером. А сам автор - интеллектуальной рок-звездой, философом, писателем, советником Клинтона, Буша, ведущим сотрудником престижнейших западных университетов. Мировая прогрессивная общественность, даже не читавшая «Конца истории», твердо знает: Фукуяма - это Голова! Не его ли труд утверждал в собственной непогрешимости Гайдара, Чубайса и прочих наших «чикагских мальчиков», загонявших коммунистическую «гулаговскую» Россию в новое светлое будущее - зону либерального рая?

«Конец истории печален, - классным публицистическим приемом завершал свой манифест Фукуяма. - Борьба за признание, готовность рисковать жизнью ради чисто абстрактной цели, идеологическая борьба, требующая отваги, воображения и идеализма, - вместо всего этого – экономический расчет, бесконечные технические проблемы, забота об экологии и удовлетворение изощренных запросов потребителя. В постисторический период нет ни искусства, ни философии; есть лишь тщательно оберегаемый музей человеческой истории. Я ощущаю в самом себе и замечаю в окружающих ностальгию по тому времени, когда история существовала.»

ДЕМОКРАТИЯ ОТСТУПАЕТ

Минуло 25 лет с публикации эпохальной статьи. Реальная жизнь показывает - американский провидец японского происхождения, мягко говоря, поспешил тогда объявлять о конце человеческой истории, торжестве западной либеральной демократии как окончательной формы правления.

Всеобщего благоденствия, удовлетворения изощренных запросов потребителя так и не наступило. Зато в мире стало больше напряженности, нестабильности, войн, крови. Это вынужден констатировать спустя четверть века и сам гуру философии в своей новой статье: «Какое общество лежит в конце истории?»

«В 2014 г ситуация выглядит совсем иначе, чем в 1989 г… Россия стала грозным электоральным авторитарным режимом, подпитываемым нефтедолларами, запугивающим соседей и стремящимся возвращать себе территории, которые она потеряла, когда в 1991 году был распущен Советский Союз. Китай остается авторитарным, однако обзавелся второй в мире по величине экономикой и территориальными амбициями в Южно-Китайском и Восточно-Китайском море…

Проблема современного мира заключается не только в том, что авторитарные державы на подъеме, но и в том, что у многих демократических стран дела идут не лучшим образом. Многие страны, казалось бы, успешно перешедшие к демократии - Турция, Шри-Ланка, Никарагуа, скатываются к авторитарным практикам. Многие другие - в том числе такие новые члены Европейского Союза, как Румыния и Болгария, по-прежнему поражены коррупцией.

У развитых демократий тоже есть некоторые трудности. В последнее десятилетие США и Евросоюз столкнулись с жестокими финансовыми кризисами, приводящими к низким темпам роста и к жестокой безработице, особенно среди молодежи. Хотя экономика США снова начала расти, плоды этого роста распределяются неравномерно, а расколотая межпартийной борьбой политическая система Америки явно не выглядит привлекательным примером для прочих демократий.

…даже если сбросить со счетов способность нефтяных автократий противиться переменам, мы увидим, что с 2005 года в мире проявляется тенденция, которую д-р Даймонд характеризует как глобальное «отступление демократии». По данным организации Freedom House, публикующей информацию о состоянии политических и гражданских свобод, в последние восемь лет наблюдается упадок как количества, так и качества демократий (честности выборов, свободы прессы и т.д.).»

ЕСЛИ БЫ ДА КАБЫ

Однако эта глобальная «антидемократическая тенденция» не опровергает мою гипотезу о конце истории, заявляет ныне Фукуяма. Дескать, ее основная идея остается правильной. Просто в бурном 1989-м начинающий философ не столь ясно видел ряд вещей. Теперь певец глобального торжества либерализма окончательно прозрел:

«Главная проблема стремящихся к демократии обществ - это их неспособность дать людям то, что они, в сущности, хотят от правительства: личную безопасность, экономический рост и базовые государственные услуги (особенно, в областях образования, здравоохранения и инфраструктуры), необходимые, чтобы реализовывать индивидуальные возможности. Борцы за демократию, по понятным причинам, фокусируются на обуздании тиранических или хищнических государств. О том, как управлять эффективно, они предпочитают не задумываться.

Именно это и погубило украинскую Оранжевую революцию 2004 года, которая в первый раз свергла Виктора Януковича. Пришедшие к власти благодаря протестам Виктор Ющенко и Юлия Тимошенко утонули в междоусобных дрязгах и сомнительных сделках. Если бы к власти пришло эффективное демократическое правительство, которое справилось бы с коррупцией в Киеве и повысило бы доверие к государственным институтам, оно могло бы обеспечить себе легитимность на всей территории Украины, включая русскоязычный восток, еще в то время, когда г-н Путин не успел накопить достаточно сил для вмешательства. Вместо этого демократические силы себя дискредитировали, что привело к возвращению г-на Януковича в 2010 году и подготовило почву для идущего в последние месяцы напряженного и кровавого противостояния.

Индия на фоне авторитарного Китая также выглядит крайне неэффективной. Тот факт, что она сохраняет демократическое устройство с 1947 года, безусловно, внушает уважение. Однако ее демократия при ближайшем рассмотрении выглядит такой же неприглядной, как колбасное производство...

Проблемы с эффективностью управления, к сожалению, есть и у самих Соединенных Штатов. Наша мэдисоновская конституция, осознанно нацеленная на предотвращение тирании и предусматривающая множество сдержек и противовесов на всех уровнях, превратилась в ветократию. В отравленной поляризацией политической атмосфере современного Вашингтона правительство оказывается фактически неспособным двигаться ни вперед, ни назад…

Сейчас, спустя 25 лет, самая серьезная угроза моей гипотезе о конце истории связана совсем не с тем, что в мире появилась лучшая модель, способная однажды превзойти либеральную демократию - на эту роль не годится ни исламистская теократия, ни китайский капитализм. Когда общество встает на эскалатор индустриализации, его социальная структура начинает меняться и все более широкие общественные круги начинают требовать участия в политике. Если политические элиты уступают этим требованиям, мы приходим к той или иной версии демократии.

Вопрос в том, все ли страны неминуемо попадают на этот эскалатор.

Вторая проблема, на которую я не обратил внимания 25 лет назад - проблема постепенного упадка, в который в долгосрочной перспективе приходят любые политические институты. Более того, современные институты, которые должны быть безличными, со временем нередко захватываются влиятельными политическими субъектами. Естественная человеческая склонность поддерживать друзей и родных сохраняется при любой политической системе, и это постепенно заставляет свободы перерождаться в привилегии. В демократических государствах данное правило действует точно так же, как в авторитарных (достаточно посмотреть на налоговый кодекс США). В этих обстоятельствах богатые дополнительно богатеют не только по причине большей доходности капитала, как предполагает французский экономист Тома Пикетти, но и потому, что они имеют больше доступа к политической системе и могут использовать свои связи, чтобы защищать свои интересы.

Что касается технологического прогресса, то его плоды двойственны. Те же информационные технологии дают обществу власть, делая информацию дешевой и доступной, но одновременно подрывают занятость в сфере неквалифицированного труда и угрожают существованию широкого среднего класса.

Людям, живущим при устойчивых демократических режимах, не следует быть благодушно уверенными в том, что эти режимы обязательно сохранятся.»

ЧТО ТАМ, ВПЕРЕДИ?

Напугав благодушных обитателей Запада заявлением о сокрушимости их устойчивых демократических режимов, широкий средний класс, опору либерализма – угрозой ликвидации, великий и ужасный гуру завершает свое новое философское эссе на оптимистичной ноте. Мол, несмотря на все краткосрочные превратности мировой политики, мощь демократического идеала велика.

«Мы по-прежнему можем не сомневаться в том, какое общество лежит в конце истории, даже если пока трудно сказать, как скоро все страны до него доберутся.»

Классная мантра в устах ученого! И все же сомнения гложут. На фоне нынешних потрясений в мировой политике, экономике. Что-то неладное творится в либеральном доме.

Помните, персонаж оскароносного фильма «Москва слезам не верит» оптимистично заявлял, что скоро не будет ни газет, ни книг, ни кино, ни театров, а будет одно сплошное телевидение. Фильм вышел на экраны в 1979-м. Сегодня мы видим, что планету охватывает сплошной Интернет. Образно названный Всемирной паутиной.

Спустя 10 лет после фильма появился манифест Фукуямы о сплошном либерализме. Но не поглотит ли вскоре и его пока неведомый обществу более современный, универсальный, привлекательный «изм» - общественный строй. Как на наших глазах интернет поглощает ТВ, газеты, книги, кино... В пору съемок фильма Меньшова он еще не пришел к широкой публике. Хотя работы по созданию глобальной Сети велись тогда и в США и в СССР.

КОММЕНТАРИЙ

ПИРРОВА ПОБЕДА ЛИБЕРАЛОВ

Михаил ХАЗИН, экономист.

- Ну, про авторитарность мы говорить не будем, поскольку с точки зрения здравого смысла США сегодня куда более авторитарная страна, чем, скажем, Россия, не говоря уже о СССР. Одно увольнение главного редактора «Нью-Йорк Таймс» за упоминание о том, что на стороне ополченцев Юго-Востока Украины воюют местные жители чего стоит! «Свобода слова», однако!

Важнее другое. Отступления знаменитого философа от позиции четвертьвековой давности. То, что тогда казалось неизбежным, сегодня для Фукуямы уже не очевидно! В статье мы видим оправдания, поиск причин, почему тот прогноз о победе либерализма на планете не реализовался. Но глобальные тенденции, они потому и глобальные, что реализуются независимо от конкретных субъективных факторов, которые их могут ускорить или замедлить, но никак не остановить. Ну, скажем, как ни борется государственный аппарат США (который в этом месте проявляет и эффективность управления и железную волю) с кризисом, тот все равно продолжается. Логика Фукуямы дает резкий сбой: либо процессы «конца истории» носят глобально объективный характер и тогда не нужно искать оправдания, либо это, скорее, чьи-то «хотелки», которые могут быть остановлены совершенно случайными процессами. Но и оправданий оказалось недостаточно. В конце философ прямо говорит, что для каждой конкретной страны и каждого конкретного человека результат совершенно не очевиден. И утверждение о том, что он знает, какое общество лежит в конце истории тут явно повисает в воздухе.

Наш анализ мировых экономических процессов показывает, что победа либеральных концепций два с лишним десятка лет тому назад оказалась пирровой. Мир, скорее всего, ждет распад на достаточно независимые кластеры, в каждом из которых будет своя модель экономического развития. Нас ждет еще один раунд глобального идейного противостояния. И кто в нем победит - совершенно непонятно!