С 2000 года ресурсы перераспределялись в Москву, регионы собирали все меньше налогов. За это время доля региональных и муниципальных бюджетов сократилась с 50% до 33,4%.
В итоге сложилась ситуация, которую многие считают катастрофической. Число регионов-доноров сократилось с 26 в 2000 году до девяти в 2013-м. По данным казначейства, если в 2005 году дефицитными были бюджеты 18 регионов, то в июне 2014 года - уже 32. Суммарный дефицит провинциальной казны за прошлый год вырос в 2,3 раза, а общий долг регионов увеличился до 1,75 трлн. руб. Но это отражает лишь малую часть проблем, с которыми сталкиваются региональные финансисты.
Специфика российского бюджетного процесса в том, что Москва и не надеется на финансовую состоятельность регионов. За прошлый год бюджеты субъектов Федерации получили 1,57 трлн. руб. (или почти 20% всех доходов) в виде подачек из центра, скромно называемых в бюджетной росписи «безвозмездными поступлениями». Собственных доходов региональных бюджетов России в прошлом году хватило, чтобы покрыть лишь 75% расходов. При этом доля «безвозмездных поступлений» в доходах бюджета, например, Томской области составляет 12%, Саратовской - 29,4%, Калининградской - 53,5%, а Ингушетии - 83,7%. И ситуация ухудшается.
Можно ли ее исправить? Идеальной была бы система, в которой регионы обходились без помощи центра. Правильнее сразу устанавливать более льготные ставки для сбора налогов в центр, чем сначала собирать деньги, а потом возвращать их вновь. Потому что, если власть на местах перестанет надеяться на помощь Москвы, она будет бережнее относиться к налогоплательщику, будет более заинтересована в его успехах. В нынешней же ситуации можно бизнес без проблем задавить, изобразив рвение в выполнении каких-то «установок сверху», и получить жирный кусок дотаций. О том, что прогон денег вверх и вниз по вертикали всегда сопровождается дополнительными издержками, я и не говорю. Да и сверху всегда хуже видны потребности территорий.
Первым шагом к такой системе стало бы требование бюджетной бездотационности федеральных округов. Не получается - пусть Москва снизит федеральные налоги или даст округу собирать часть, например, налога на добычу полезных ископаемых в местные фонды. Все это к тому же сплотит субъекты в федеральных округах, которые сейчас лишь конкурируют между собой за подачки из центра. Если удастся сделать федеральные округа бездотационными, мы получим новые мотивы роста - не говоря про реальное утверждение федерализма.