Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
В мире22 июля 2014 22:00

2014 год не равен 1983-му

Сейчас, когда кризис на Украине после катастрофы малайзийского «Боинга» вышел на новый виток, невольно напрашиваются сравнения между этим событием и сбитым 1 сентября 1983 года советскими истребителями южнокорейским пассажирским «Боингом»

Его приняли в той до предела накаленной международной обстановке за вражеский самолет-разведчик. Некоторые совпадения и впрямь пугают, хотя с нынешней катастрофой куда больше неясного.

Тогда также имело место отклонение от курса. Правда, южнокорейский самолет якобы заблудился и 6 часов летел в советском воздушном пространстве, а теперь малайзийский борт заставили отклониться и лететь над зоной боев украинские авиадиспетчеры. В 1983 году пассажирский лайнер стал пешкой в большой военно-политической игре, американская разведка по крайней мере знала, что происходит, в режиме, как теперь говорят, онлайн. Сегодня США не спешат обнародовать свои данные объективного контроля. Киеву же и его сливам в прессу безоглядно верить нельзя. Зато, как и в 1983 году, еще до всякого расследования вокруг катастрофы развязана полномасштабная информационная война. Заголовки «Ракета Путина» и «Путин убил моего ребенка» стали банальным приемом подачи. Правда, солидные издания до такого не опускаются. Там все же, хотя и в глубине статьи, можно найти мнение второй стороны - причем не только российских военных, но и представителей ДНР и ЛНР. В этом смысле нынешняя подача более объективная, чем в 1983 году.

Отличается и реакция на трагедию со стороны западных политиков. Тогда это была чуть ли не предвоенная пора. И если бы не смерть Андропова вскорости, то еще неизвестно, чем бы кончилась та истерия.

Сегодня мир гораздо более взаимоувязан. Да, нынешняя российская экономика, конечно, куда менее самодостаточна, чем советская, к тому же у нас - по крайней мере в украинском вопросе - нет стоящих союзников поблизости и уж точно нет Варшавского договора. Возможное ужесточение санкций против России будет чувствительным ударом. В 1983 году США смогли «наказать» нас разве что эмбарго на поставки зерна и прекращением на время прямых авиарейсов «Аэрофлота».

В то же время в первоначальной реакции Америки сегодня, если сравнивать с 1983 годом, присутствует некоторая сдержанность. Это если сравнивать реакцию администрации Обамы и позицию республиканцев, заготовивших проект закона «О противодействии российской агрессии». По нему под санкции попадают все российские госкомпании, банки, страна отрезается от мирового финансового рынка.

В то же время Москве есть чем ответить даже при самом неблагоприятном для нее стечении обстоятельств.Например, в иранском вопросе. До самого последнего времени Россия вела себя предельно конструктивно в рамках «шестерки» по иранской ядерной программе. Однако на этих переговорах заключительный документ пока так и не подписан. Между тем следующий звонок, который сделал Владимир Путин, едва стало известно о катастрофе лайнера, после Обамы был звонок президенту Ирана. В связи с чем можно предположить, что сейчас вокруг данной катастрофы закулисно развиваются такие события, которые могут кардинально переменить ситуацию по многим направлениям.