Премия Рунета-2020
Самара
+16°
Boom metrics
Общество9 сентября 2013 22:00

Самарская авиакосмическая индустрия: заоблачный товар по незаоблачным ценам

В пресс-центре «Комсомолки» участники Международного авиа- космического салона рассказали об итогах этого мероприятия: профильные предприятия и учреждения нашей области показали себя производителями достойной конкурентоспособной продукции, как по качеств
Самарские двигатели поднимают в космос не только отечественные ракеты, но и зарубежные: в апреле состоялся запуск ракеты-носителя "Антарес" с "лунным" НК-33

Самарские двигатели поднимают в космос не только отечественные ракеты, но и зарубежные: в апреле состоялся запуск ракеты-носителя "Антарес" с "лунным" НК-33

Международный авиакосмический салон МАКС-2013 в очередной раз продемонстрировал зарубежным партнерам высокие российские технологии. Возможности Самарской области достойно презентовала внушительная делегация представителей нашего аэрокосмического кластера.

- В составе самарской делегации в подмосковный город Жуковский приехали порядка 140 руководителей предприятий, связанных с авиакосмической отраслью, как научных, так и технологических, - рассказал руководитель Управления развития меж-отраслевых комплексов Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области Сергей Корнилов.

Сергей Корнилов

Сергей Корнилов

Фото: Елизавета СУХОВА

- В октябре 2014 года в Самарской области состоится международный аэрокосмический конгресс, на котором соберутся представители немецких, французских и российских аэрокосмических кластеров. И два соглашения, подписанные на МАКСе, - о национальном партнерстве авиакосмических кластеров (Ульяновск, Самара, Пермь и Рыбинск) и евразийском партнерстве аэрокосмических кластеров - это те инструменты, которые будут нас продвигать к цели, с которой соберется конгресс. В ближайшие полгода будет проходить тесная работа с иностранными партнерами и партнерами из стран СНГ по тематике.

Владимир Васильев

Владимир Васильев

Фото: Елизавета СУХОВА

- В Жуковском нашу область представляли не только крупные предприятия: «ЦСКБ-Прогресс», ОАО «Кузнецов», но и производители малой авиационной техники, - добавил главный специалист Управления аэрокосмического и оборонно-промышленного комплекса, производства машин и оборудования и коммуникационных связей Министерства промышленности и технологий Самарской области Владимир Васильев. - Состоялся «круглый стол» по развитию малой авиации, как в стране, так и в нашей области. Его итогом стало решение создать единый орган по развитию малой авиации, который будет решать проблемы по эксплуатации, строительству и другим актуальным вопросам. В рамках МАКСа был проведен финальный конкурс молодежного форума «Будущее авиации и космонавтики». По результатам выставки были заключены контракты, в частности, Авиакор - авиационный завод заключил договор с Харьковским авиационным производственным объединением для определения дорожной карты совместного предприятия, которое будет заниматься разработкой новых грузовых, специализированных самолетов Ан-40. А эмиратская компания намерена создать беспилотный летательный аппарат на основе нашего «Беркута».

Ракетостроители презентовали Союз-5

Дмитрий Баранов

Дмитрий Баранов

Фото: Елизавета СУХОВА

- Мы довольны результатами МАКСа, - отметил заместитель генерального конструктора «ЦСКБ-Прогресс» - главный конструктор по средствам выведения Дмитрий Баранов. - «ЦСКБ-Прогресс», как обычно, представлял все три направления своей основной деятельности. Во-первых, ракеты-носители - «старую лошадку» «Союз», которая обслуживает космическую станцию; современные машины цифрового уровня «Союз -2-1а» (ракета на этапе сдачи в эксплуатацию, подписывается постановление Правительства РФ ) и «Союз-2-1б» (будет сдана в серийное производство и эксплуатацию в 2014 году).

Также на МАКСе представили макет нашей совместной с ОАО «Кузнецов» ракеты «Союз-2-1в» - это легкая двухступенчатая машина с двигателем НК-33 на первой ступени, сейчас она находится на завершающей стадии наземной отработки. Первая летная РН уже ожидает запуска на космодроме в Плесецке - рассчитываем отправить ее в космос в конце года.

С технической стороны «Союз-2-1в» готов лететь хоть сегодня, но ракетостроение - весьма «бюрократическая» отрасль. По словам Дмитрия Александровича, пока множество бумаг не пройдет все надлежащие круги и юридические формальности, нечего и думать о старте.

«ЦСКБ-Прогресс» представил в салоне и перспективную разработку - макет абсолютно новой ракеты-носителя «Союз-5», которая, несмотря на название, имеет мало общего с предшествующими «Союзами» других модификаций.

- Прежний «Союз», несмотря на свою фантастическую надежность, имеет ряд слабых мест, - признает Дмитрий Баранов. - В силу того, что машина возрастная, достаточно много людей вынуждены работать перед стартом на заправленной машине и выполнять заключительные операции на ракете, содержащей 300 тонн кислорода температурой минус 180 градусов. На современных машинах так не делают, но переделать «Союз» под автоматическую ракету невозможно - легче сконструировать новую, с нуля. К тому же изготовление «Союза» и «Союза-2» технологически сложное, что с экономической точки зрения не очень хорошо - в какой-то момент можно стать неконкурентоспособными. Чтобы этого избежать, мы решили идти на шаг впереди. Сейчас научно-исследовательская работа по «Союзу-5» отправлена в наш отраслевой институт, в октябре планируем провести научно-технический совет в Центре «ЦСКБ-Прогресс» и в Роскосмосе, чтобы продвинуть нашу машину как перспективную. Новая ракета работает на сжиженном природном газе, отличается упрощенной конструкцией, содержит ряд технических новшеств.

Ракетостроители представили на МАКСе также три космических аппарата собственной разработки, запущенных на орбиту в этом году: «Бион-М» №1, «Ресурс-П» №1 ( аппарат дистанционного зондирования Земли) и КА в интересах национальной безопасности. «Бион-М» №1, выполнив свою задачу (собрав биоматериал), вернулся, а вот два других аппарата до сих пор бороздят космические просторы со своей миссией.

Третья составляющая экспонирования - девятиместный самолет «Рысачок». Один образец - летный, участвовавший в показательной программе полетов, другой - выполненный в камуфляжной расцветке, установленный на статической площадке. Камуфляжный цвет не говорит о том, что самолет можно использовать исключительно в военных целях - он может быть и санитарным, и патрульным, и учебно-тренировочным. Кроме девятиместных, идет изготовление предсерийной партии 16-местного варианта - сейчас «Рысачок» проходит сертификацию, которая закончится не раньше следующего лета.

- Самолет вызывает большой интерес не только в России, но и за рубежом, - говорит Дмитрий Александрович. - Ведь по цене он конкурентоспособен, а по запасу «живучести» и эксплуатационным качествам значительно превосходит зарубежные аналоги. Большую заинтересованность проявляет Ульяновское училище по подготовке летчиков гражданской авиации. Учреждение предпринимало попытку закупить импортные самолеты, но учебные машины имеют свои требования, по которым «иностранцы» не подошли. А наш «Рысачок», наоборот, отмечен по «узким» местам как самый подходящий. Ждем окончания сертификации!

ОАО «Кузнецов» показал свою птицу Феникс

Двигателестроительный завод ОАО «Кузнецов» на МАКСе представил свои традиционные ракетные двигатели РД-107A/РД-108A - моторы первой и второй ступеней, выводящие в космическое пространство пилотируемые и грузовые ракеты-носители «Союз». Когда-то эти двигатели (пока еще не модифицированные) вывели на орбиту ракету с первым космонавтом Земли Юрием Гагариным и сегодня в усовершенствованном варианте продолжают использоваться на «семерке». Показал «Кузнецов» и свою гордость - легендарный НК-33 - двигатель, разработанный в 60-70-х годах, на некоторое время забытый, а в 90-е возрожденный из небытия и до сих пор сохранивший уникальность многих технических характеристик. В апреле модифицированный «лунный» двигатель отправил в полет американскую ракету-носитель «Антарес», восстановив свою репутацию и обеспечив дополнительный интерес на мировом рынке. НК-33 доказал, что является не «двигателем с полки», как принято было его называть, а доработанным, форсированным изделием, имеющим отличную перспективу.

Николай Якушин

Николай Якушин

Фото: Елизавета СУХОВА

- Мы представляли свою продукцию в рамках двух экспозиций - отдельно в составе Объединенной двигателестроительной корпорации, совместно с «ЦСКБ-Прогресс» на стенде Самарской области, ведь это наш основной партнер по развитию производства средств выведения, - отметил исполнительный директор ОАО «Кузнецов» Николай Якушин. - Сейчас мы ведем совместную работу в рамках проекта по запуску ракеты-носителя «Союз-2-1в» и не забываем о производстве двигателей для традиционного «Союза» - мы уже вышли на цифры 100 - 130 единиц в год, чтобы обеспечить увеличение количества стартов. Конечно, огромное внимание мы сегодня уделяем НК-33 - двигателю, который находит достойное применение как на отечественной ракете «Союз-2-1в», так и в рамках американской программы «Антарес».

На МАКСе, а также до и после него руководство ОАО «Кузнецов» вело переговоры с зарубежными партнерами в части перспективы развития программы «Антарес» на ближайшие 15 - 20 лет. Не секрет, что американские коллеги рассматривают возможности дальнейшего сотрудничества в рамках восстановления производства НК-33, а для коллектива предприятия принципиальной задачей сегодня остается обеспечение интересов российских заказчиков. Стабильно на «Кузнецове» идет и развитие других направлений - производство двигателей для стратегической авиации, выполнение заказов в интересах Газпрома, Российских железных дорог и других заказчиков остаются ключевыми в работе.

Молодежь СГАУ не подвела

В работе МАКСа активное участие принял и СГАУ - университет, который закончило большинство сегодняшних работников самарского авиа-, ракетостроения.

Георгий Шестаков

Георгий Шестаков

Фото: Елизавета СУХОВА

- Наш университет традиционно представляется на МАКСе на нескольких площадках, - рассказал начальник Управления обеспечения инновационной деятельности СГАУ Георгий Шестаков. - У нас был свой стенд в павильоне «Вузовская наука и авиационно-техническое творчество молодежи», экспонаты СГАУ демонстрировались на стенде «Самарская область», а на открытой площадке участники и гости салона могли полюбоваться нашим самолетом «Ястреб». Кроме того, наши студенты, магистры и аспиранты активно участвовали в конкурсе молодых исследователей. Ребят было не очень много, но результаты отличные - они взяли три первых места в своих номинациях и вообще смотрелись, по общему мнению, хорошо.

Ректор СГАУ Евгений Шахматов подписал в рамках программы МАКСа соглашение о сотрудничестве в вопросах кадрового обеспечения авиационной отрасли и научно-технического сотрудничества с «Объединенной авиа- строительной корпорацией», «Союзом машиностроителей России» и ведущими техническими вузами страны.

- Пока соглашение имеет рамочный характер, но скоро наполнится содержанием по подготовке и переподготовке специалистов для авиационной отрасли, - говорит Георгий Валентинович. - Главное - у всех участников соглашения есть желание помочь друг другу и авиации нашего государства.

Президент ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» Михаил Погосян - инициатор соглашения - побывал в СГАУ в прошлом году, будучи участником симпозиума по авиастроению. Многое в университете его удивило и порадовало, а также подвигло на мысль о более тесном сотрудничестве, что и вылилось в дальнейшем в соглашение, подписанное на МАКСе. Речь идет о первичной подготовке кадров и детальной, точечной переподготовке конкретных специалистов.

Пока же СГАУ обеспечивает кадрами своих главных заказчиков - «ЦСКБ-Прогресс», ОАО «Кузнецов» и другие профильные предприятия региона, сотрудничая с ними не только в вопросах обучения, но и научно-исследовательских работ, например, в рамках Постановления правительства №218.

- Это значит, что студенты и сотрудники университета работают с заводчанами в едином мощном коллективе, - говорит Георгий Шестаков. - И это оправдано - наши студенты после вуза чаще всего оказываются на этих предприятиях.

На МАКСе СГАУ представил совместную с «ЦСКБ-Прогресс» разработку - габаритный макет малого космического аппарата «Аист», который 17 апреля 2013 года в составе модуля «Бион» был выведен в космос и сейчас на орбите выполняет комплекс научно- исследовательских задач.

- Так как наш павильон назывался «Вузовская наука и авиационно-техническое творчество молодежи», мы сделали упор на разработки студентов и аспирантов, - говорит Георгий Валентинович. - У нас есть авиамодельное студенческое конструкторское бюро (АСКБ), которое занимается разработкой беспилотников, мультикоптеров и других объектов авиационно-технического назначения. Лучшие работы АСКБ были представлены на стенде СГАУ.

Самарская область в Жуковском выглядела на все сто

Самарская область в Жуковском выглядела на все сто

Кластер - импульс динамики

Аэрокосмический кластер Самарской области показал себя в Жуковском достойно, и это не предел: сейчас правительство региона готовит программу развития кластера, по которой заявка в Москву будет отправлена уже в конце сентября.

- Программа будет состоять из трех основных блоков, - рассказал Сергей Корнилов. - Поддержка и субсидирование, оказание инженеринговых услуг организациям (предполагается создание инженерингового центра) и образованиям. Развитие авиакосмического кластера - стратегическая цель, которую нельзя упускать ни в коем случае. Самара - признанный центр аэрокосмической промышленности, и мы должны эту позицию удерживать и укреплять.

- Кластер - это прежде всего взаимодействие предприятий, - считает Дмитрий Баранов. - От аэрокосмического университета, например, нам интересно получать не только кадры, но и технологии, научные исследования, которые мы могли бы применять на практике в наших изделиях, чтобы получать конкурентное преимущество перед другими производителями.

- Тема создания аэрокосмического кластера обсуждается не первый день, и сдвиг налицо, - уверен Георгий Шестаков. - Появилось единое понимание, каким кластер должен быть и что каждый из участников может внести для других и получить для себя. Мы ждем от создания кластера перехода на новый качественный уровень, в том числе и нашего института, при помощи наших коллег и партнеров.

- Кластер прежде всего создается в интересах государства. Взаимодействие между его участниками в регионе не просто налажено, а активно развивается, - считает Николай Якушин. - Мы ищем новые способы усиления совместной работы в интересах региона. Сейчас, например, на рассмотрении у нас находится проект договора, по которому студенты третьего курса СГАУ будут привлечены к решению задачи по восстановлению серийного производства ракетного двигателя НК-33. Благодаря новым поколениям уникальная разработка не просто будет жить, но обеспечит дальнейшее развитие технической мысли. Одно дело, когда отношения между предприятиями выстраиваются исходя из совместных задач, а другое дело, когда эти задачи становятся основой реализации государственной политики. Для нас, к примеру, была очень важной поддержка губернатора в намерении долгосрочного сотрудничества с американскими партнерами. И подобных вопросов, требующих единого понимания, еще очень много.