Премия Рунета-2020
Самара
+15°
Boom metrics
Звезды15 августа 2013 22:00

5 легенд о «Медном всаднике»

18 августа отмечается 231-я годовщина открытия памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге. Это изваяние считается легендарным. Мы решили вспомнить самые загадочные истории о "Медном всаднике"

Гром-камень

Немало легенд сложено о самом создании изваяния. Автор памятника Этьен Фальконе намеревался сделать его основание из цельного камня. Задача оказалась весьма сложной. Камни, найденные в окрестностях Санкт-Петербурга оказывались слишком маленькими, а подходящие экземпляры было невозможно вывезти. Нужная гранитная глыба была обнаружена только через год поисков. Ее нашел в 12 верстах от города на Неве поставщик строительного камня Семен Вишняков. По одной из версий этот человек был местным юродивым. В незапамятные времена глыба была расколота молнией и звалась в народе «Гром-камнем». Подготовка и доставка гигантской скалы в Санкт-Петербург заняла около двух лет. По случаю счастливого завершения этой операции выбили специальную медаль, на лицевой стороне которой отчеканили два слова, вместившие в себя талант и усердие, выдумку и изобретательность, умение и опыт сотен людей: "Дерзновению подобно".

По одной из легенд, «Гром-камень» неоднократно посещал царь Петр I во время Северной войны. Он поднимался на него, чтобы было удобнее наблюдать за передвижениями войск.

Голова Петра

Фальконе потратил очень много времени на создание головы всадника. За несколько лет он сделал три варианта, но все они были отвергнуты императрицей Екатериной II в связи с недостаточным сходством с внешностью Петра. Скульптор впал в полнейшее отчаяние и решил передать работу своей ученице Мари Анн Колло. По легенде, она слепила голову «Медного всадника» всего за одну ночь. Попытка увенчалась оглушительным успехом. Показанная Екатерине модель вызвала восторженное одобрение. Ваятельнице была назначена пожизненная пенсия. Отдал должное ученице и скульптор. Фальконе постоянно подтверждал равноправное участие Колло в работе над памятником.

«Петру Первому Екатерина Вторая»

Екатерина II непременно хотела подчеркнуть свою заслугу в сооружении монумента в честь первого российского императора. Об этом должна была свидетельствовать надпись на основании памятника. Варианты текстов предлагали многие знаменитые писатели и философы того времени. Но надписи признавались недостаточно лаконичными и емкими. Свою попытку предпринял и Фальконе. Он представил вариант: «Петру Первому воздвигла Екатерина Вторая». Императрица вычеркнула слово «воздвигла». В итоге фраза «Петру Первому Екатерина Вторая» и была выбита на постаменте.

Но есть и неофициальная легенда. Согласно ей, подпись придумал придумал великий похабник и небезызвестный поэт Иван Барков, якобы выигравший конкурс, объявленный императрицей. Однако, учитывая личность победителя, бывшего скандалистом и пьяницей, результаты состязания решили не оглашать. Но фразу-таки использовали. Говорят, что Барков был крайне изумлен, увидев ее на основании памятника надпись «Петру Первому Екатерина Вторая». Он взял кисть и приписал: «обещала, но не дала», напомнив таким двусмысленным образом императрице об обещанном гонораре.

Сон Майора Батурина

В 1812 году над Санкт-Петербургом нависла опасность вторжения войск Наполеона. Император Александр I решил перевезти «Медного всадника» в Вологодскую губернию, дабы спасти его от захватчиков. Это важное дело поручили статс-секретарю Молчанову и дали ему несколько тысяч рублей. Примерно в это время с личным другом российского монарха князем Голициным добился свидания некий майор Батурин. Он поведал о сне, который преследовал его несколько ночей подряд.

Майор видел себя на Сенатской площади. Лик Петра поворачивался и всадник съезжал со своего постамента и направлялся к Каменному острову, где тогда жил Александр. Он въезжал во двор императорского дворца. Навстречу всаднику выходил государь.

- Молодой человек, до чего ты довел мою Россию, - говорил ему Петр Великий, - но покуда я на месте, моему городу нечего опасаться!

Когда о сне поведали императору, тот отменил свое решение и наполеоновские войска так и не вступили в столицу. С того времени «Медный всадник» стал считаться хранителем Петербурга.

Горожане не потеряли веры в силу памятника и в годы Великой Отечественной войны. Они считали, что Петр Великий хранит Ленинград от фашистов и помогают ему в этом скульптуры великих полководцев Барклая де Толли, Суворова и Кутузова. В отличие от многих других памятников их не маскировали и рядом с ними не разорвалась ни одна бомба или снаряд.

«Все мое и Божье!»

Своими реформами Петр Великий нажил себе огромное множество противников. В том числе, устремления императора не понимали и многие простые люди. В деревнях в окрестностях Санкт-Петербурга крестьяне сочинили и легенду о возникновении «Медного всадника». Люди говорили, что император решил перескочить на своем скакуне Неву. Первые два раза Петр это сделал со словами «Все Божье и мое». В третий же раз монарх перепутал слова и произнес: «Все мое и Божье!». В наказание за свою дерзость государь был тот час же обращен в статую.