Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Общество13 июля 2014 9:00

10 проблем первоклашки

О том, как помочь маленькому школьнику, рассказывают детский психолог Наталья Гришаева и директор Института возрастной физиологии Марьяна Безруких
О том, как помочь маленькому школьнику, рассказывают детский психолог Наталья Гришаева и директор Института возрастной физиологии Марьяна Безруких

О том, как помочь маленькому школьнику, рассказывают детский психолог Наталья Гришаева и директор Института возрастной физиологии Марьяна Безруких

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

1. Записывать домашнее задание Для 70 процентов первоклашек это главная школьная беда. Одни еще не умеют писать, другие - просто невнимательные, третьи теряются в строчках дневника. Родителям придется тренировать деток. Учите ребенка писать списки, записки, «напоминалки». Поручите ему, например, составить под вашу диктовку список покупок перед походом в магазин или попросите оставить папе записку, чтобы он позвонил бабушке, предлагайте записывать время и название его любимых передач. 2. Делать уроки Договоритесь, что малыш сам выполнит часть задания, например напишет строчку палочек. Подойдите - проверьте. Еще строчка - снова проверка. И с каждым разом увеличивайте объем самостоятельной работы. Не нужно сидеть над душой юного ученика и смотреть ему под руку. Но и полностью перекладывать все уроки на первоклашку не советуем. Ему еще очень нужны ваши помощь и поддержка. 3. Высыпаться Сейчас как никогда важно, чтобы малыш ложился спать в 21.30, а вставал в 7 (если в школу к 8.30). Если ребенок не будет высыпаться, он будет плохо себя чувствовать и просто не сможет заниматься на первых уроках. А утром ученику нужно время, чтобы раскачаться. Дети не могут вставать впритык, как взрослые, хватать в зубы бутерброд и одеваться в лифте. Будите малыша заранее и дайте время прийти в себя и спокойно собраться. 4. Молнии, пуговицы, застежки, пеналы, папки, сменка Малыш приходит в школу, и ему нужно расстегнуть куртку, повесить ее. Потом он приходит в класс, и ему нужно достать из портфеля все нужные вещи, а потом убрать их на место. Первоклашки постоянно теряют свои вещи, не успевают доставать тетрадки и ручки, страдают из-за упрямых пуговиц или сложных застежек на пеналах и портфелях. Мамы и папы, проверьте, чтобы ребенок без труда одевался и раздевался сам - пусть штаны и юбки будут на резинках, куртки - на кнопках, папки нужны простые, в форме конверта, без миллиона отделений, пеналы - без красивых и сложных застежек, а самые элементарные круглые, пластиковые - на молниях. Проверьте, чтобы ручки и карандаши не рвали и не царапали бумагу. Рассеянному школьнику не вручайте мешок со сменкой, постарайтесь уместить сменную обувь в портфель. Если вы знаете, что ваш первоклашка все теряет, подписывайте его вещи. 5. «Не хочу больше в школу!» Столкнувшись со сложностями на уроках, ребенок может такое заявить. И не нужно его ругать и гнать за парту. Скажите так: «Взрослые ходят на работу, а дети, когда им исполняется 7 лет (6 лет), все идут в школу. Теперь это твоя работа - ходить на уроки и узнавать новое». И еще скажите, что очень гордитесь, что у вас в семье теперь есть школьник. Можете привести свой пример и сказать, что сами не хотели ходить в школу первые дни, но потом вам понравилось там. Когда ребенок приходит из школы, не спрашивайте его: «Как ты себя вел? Никого не обижал?» Так вы только направите его мысли в ненужное русло. Спросите: «Что нового ты узнал? Что было интересного в школе?» Удивляйтесь и восхищайтесь, когда малыш что-то вам рассказывает: «Ты, правда, это знаешь? Ну надо же! А я не знал. Ты молодец!» 6. Не подружился с одноклассниками Попробуйте сами подружиться с родителями других деток. Устраивайте детские праздники, сходите с детьми в поход, в кафе, приглашайте ребят к себе в гости. Собирайте их маленькими группками, чтобы у них была возможность подружиться. Не ждите, что учительница будет проводить такие мероприятия, у нее и так много дел. 7. «Учительница меня не любит» Возможно, ребенок думает, что все взрослые должны относиться к нему так же, как мама. Объясните первоклашке, что учительница - это не мама, она дает знания и хочет, чтобы ты слушал, когда она что-то рассказывает. Обязательно скажите малышу, чтобы он вам рассказывал о своих проблемах, пообещайте, что поможете ему. А теперь идите к учителю, но не с претензией, а за советом. Скажите так: «Я не педагог, а вы педагог, посоветуйте, как мне быть в этой ситуации?» Сейчас вам нужно постараться сблизить ребенка с учительницей. 8. Ранний подъем Будите чадо за 20 минут до того, как ему на самом деле нужно проснуться. И будите не тазом холодной воды, а нежными словами: тебе пора просыпаться, солнышко, но можешь еще пять минут поваляться. Поверьте, малыш будет благодарен вам за эти подаренные ему самые сладкие 5 минут под одеялом. Делайте зарядку! Сначала 5 минут, потом 10, до 20 минут. Сначала движения будут сонными, но потом организм начнет просыпаться. Зарядка должна быть пробуждающей, никаких резких упражнений - растяжка, размять ручки-ножки, шею, спину. После зарядки - в душ! Это добавит бодрости и хорошего настроения! А потом завтрак с хорошим настроением. Здорово, если вы музыку еще какую-нибудь поставите. 9. Не завтракает в школе Первое время многие ребята не могут есть в столовой. Иногда это из-за стресса и волнений, но если стресс прошел, а малыш все еще не хочет завтракать в школе, то узнайте, все ли нормально в столовой. Может быть, детям там неудобно сидеть, или там грязно, или невкусно... В любом случае не переживайте, ведь уже после 12 часов ребенок будет свободен и прекрасно пообедает дома. 10. Туалет Обязательно расспросите своего первоклассника об этом. Проверьте сами и, если нужно, примите меры. В детском туалете должно быть чисто, кабинки должны закрываться, чтобы малышам не было неудобно, должны быть туалетная бумага, полотенца для рук и мыло. И главное - отсутствие запаха, который отпугнет привыкших к приличным туалетам деток. 1 сентября за парты сядут 1 млн. 390 тыс. первоклашек. На 150 тысяч больше, чем в прошлом году. Уже хорошо. Но пока ситуация в школах аховая: 11 лет назад школяров было на 10 млн. больше. Зато теперь на каждого учителя приходится 9 учеников (в 1998/1999 учебном году было 13). Вроде бы больше возможностей у них заниматься с ребятами. Но, увы, почему-то на качестве знаний это никак не отражается. ИЗ ЗАМЕТОК БЫВАЛОГО ПАПАШИ «Ваш сын бил Алешу...» На днях разбирал старые архивы и в выгоревшей папке нашел раритет - дневник сына за первый класс. Открыл и пришел в запоздалый ужас: «Бил Алешу на перемене», «Гонялся за Алешей по коридору», «Обижал Алешу». Кто был тот Алеша, уже не помним ни я, ни сын. Но... Но даже спустя годы мне хочется извиниться перед родителями невинно пострадавшего Алеши: простите, это не со зла. Как сложилась жизнь Алеши? Смог ли он перерасти обиды первого года обучения? У нас в классе был мальчик, которого обижали с самых первых дней учебы. Потому что был он бессловесный и подколки, тычки принимал молча, покорно. Не помогли изменить отношение к нему даже увлекательные рассказы об истории оружия, с которыми выступал перед нами, лоботрясами, его отец. С первого по десятый класс Шурика пинали все кому не лень, несмотря на то, что вырос он в плотного, высокого парня и, наверное, в старшей школе мог бы неплохо дать сдачи налетавшей на него шантрапе. Увы... Шурик быстро ссутулился и вырос человеком с опущенными плечами. Дальше - не очень успешный институт, не самый радостный брак, развод, после которого экс-супруга увезла от него детей за тридевять земель... Потом след Шурика и вовсе затерялся. Многое не только в учебе, но и вообще в дальнейшей жизни зависит от того, как ребенок обустроится в школе, как себя зарекомендует. Скромные, тихие, закомплексованные ребята, забитые более разухабистыми сверстниками, очень трудно даже в старших классах включаются в общественную жизнь и долго страдают только лишь из-за того, что в начале школы, может быть, дольше других адаптировались к ученической жизни, побаивались ее, не смогли проявить характер. Александр МИЛКУС ВАЖНО! Адаптация к школе идет 2 - 3 месяца. В это время ребенок может перестать есть как обычно, плохо спать, нервничать и капризничать, вставать утром с плачем и даже писаться. Это все из-за стресса, сильных переживаний и нагрузок. Но если такая адаптация длится не пару месяцев, а полгода, обратитесь к психологу.