Премия Рунета-2020
Самара
+18°
Boom metrics
Интересное3 августа 2010 15:32

Как я инспектировал заповедную зону Самарской губернии

Лесной пожар, суровых егерей и 270 сектантов наблюдал корреспондент «КП» в Самарской Луке [фоторепортаж]
Источник:kp.ru

О Самарской Луке постоянно ходит множество слухов. Кто-то видел в диких лесах снежного человека, кто-то наблюдал НЛО. Рассказывают байки и про места, где можно часами ходить по кругу, пытаясь выбраться на верную дорогу. Чтобы узнать, что из этого вымысел, а что - правда, корреспондент «КП» отправился в Самарскую Луку и провел там 3 незабываемых дня.

День первый: Как я стал пожарным на час

Еще только подъезжая к Жигулевску, вижу, что сумасшедшее пекло достало Самарскую Луку. Горный склон дымится, хотя самого пожара не видно - только густые клубы дыма. Неудивительно - когда я выезжал, на термометре было уже 37 градусов. Самые условия для лесных пожаров.

Наконец с фотокором добираемся до жигулевского автовокзала. Минут через 10 нас забирает машина национального парка. Доезжаем до конторы. Она гудит, как растревоженный пчелиный улей. Со всех сторон сыплются тревожные вести о пожаре на Могутовой горе, находящейся рядом с Жигулевском. Кто-то вызванивает сотрудников парка с дальних лесничеств, кто-то уже собирается на пожар.

По словам заместителя директора по охране территории Евгения Чернецова, в Самарской Луке чуть ли не ежедневно что-нибудь да горит.

- Сейчас вот полыхает Могутовая гора. Мы уже туда всех людей стянули, тушим пожар. Не хотите помочь? - слегка огорошивает нас Евгений предложением.

Соглашаюсь практически сразу. Хотя немного страшновато - я пожаров больших раньше никогда в глаза не видел. Тут в кабинет Евгения заходит егерь. Среднего роста, поджарый. У меня с первого взгляда возникает ощущение, что в нем сидит туго сжатая пружина. Уж больно суровым мне сначала показался Сергей Борисович (так зовут егеря).

Кстати, позже я понял, что ощущения меня не обманули. Сергей Борисович работает инспектором в опергруппе национального парка. Это своеобразный «спецназ» Самарской Луки, выезжающий на всякие «горячие ситуации». Мужики из опергруппы и браконьеров ловят, и потерявшихся туристов ищут, и сети браконьерские режут. А для такой работы явно нужна сила характера.

Опергруппа заповедника - "спецназ" Самарской Луки.

Опергруппа заповедника - "спецназ" Самарской Луки.

Знакомимся. От крепкого рукопожатия чуть рука не отваливается. Договариваемся с ним сначала доехать до Могутовой, а затем на кордон на Молодецком кургане. Выходим из конторы, загружаемся в штатную «Ниву». 15 минут - и мы на месте.

Выбравшись из машины, вижу, что пожар успел «съесть» вершину горы. Там, где он прошел, остались только выжженная земля, дымящиеся угли и чудом уцелевшие редкие деревья. Тягостное зрелище.

Гора невысокая - метров сто на вид. Наверху вижу человек пять с лопатами, граблями и сделанными из кустов вениками. Стихию приходится укрощать вручную, ведь на такую высоту пожарную машину не загонишь.

Забираюсь наверх, ближе к пожару. Горит трава, огонь идет ровной полосой вниз. Хорошо, что языки пламени невысокие - сантиметров тридцать. Но местами стихия разгуливается, и огонь чуть ли не ревет.

С дерева, стоящего рядом, отламываю ветки - делаю себе противопожарный веник. Подбираюсь поближе к одному из парней, тушившему пожар. Дальше все просто - иду по линии огня, сбиваю пламя своим веником. Вроде даже выходит - мне удалось потушить полосу горящей травы длиной метров пять.

От дыма начинает резать глаза, пересыхает горло. Думаю, надо передохнуть чуток. Смотрю - метрах в полутора от огня, в теньке под деревом, уселся тот самый парень в стареньком ватнике и... закурил! Я к нему, тоже закуриваю. Пламя, кстати, в этом месте прилично разыгралось - метра полтора в высоту. А парню все нипочем. Я же оглядываюсь каждую минуту. Огонь подкрадывается все ближе и ближе.

Тушение пожара вручную - идти по линии огня, сбивая пламя веником из веток.

Тушение пожара вручную - идти по линии огня, сбивая пламя веником из веток.

- Не страшно? Пожар все-таки? - спрашиваю у смельчака:

- Да какой это пожар? Так, трава горит, - отвечает он, спокойно тушит сигарету и идет дальше бороться с огнем.

Мне же стойкости не хватает. От дыма начинает мутить. Мы с фотографом едем дальше. Проходим по краю горы метров сто. И тут нас ожидает сюрприз. Дорогу вниз к машине перекрывает полоса огня, медленно ползущая вниз. Ладно хоть не сплошная, высотой сантиметров пятнадцать. Преодолеваем ее легко, хотя все равно неприятно.

Молодецкий курган заполонили сектанты

Ближе к вечеру нас привозят на Молодецкий курган. На въезде стоят два аккуратных срубовых домика, шлагбаум и пропускной пункт. На курган просто так не попадешь. Для этого нужно приобрести путевку. Сутки - 50 рублей. Кстати, поставить палатку стоит 100 рублей, а припарковать машину - еще 50 рублей за 24 часа.

На кургане людей не очень много. В основном молодежь от 14 до 25 лет. Среди них я заметил парней и девчонок с красными и синими ленточками на шее, скрепленными какой-то медалью. На вид - веселые и бодрые, говорливые.

Спрашиваю у Владимира, смотрителя кургана, кто они. Владимир отмахивается - мол, сектанты какие-то. Рядом со шлагбаумом останавливаются две машины. Две женщины, на вид лет сорока, начинают выгружать из машины пакеты с едой. К ним подтягиваются детишки с теми самыми лентами.

Подхожу к одной из женщин. Она представляется Динарой. Спрашиваю, что это за дети и организация.

Дети в лагере сектантов-харизматов изучают Библию.

Дети в лагере сектантов-харизматов изучают Библию.

- Саратовская благотворительная организация «Рука помощи». Мы тут детишек воспитываем в лагере на примере Суворова - учим их быть лидерами. Показываем, что этого надо добиваться уважением, а не силой. Тренинги для этого проводим, игры. Ленточки вот раздали - по чинам. Синие - «офицеры», красные - «генералы», те, кто с сумками на боку, - «рядовые», - с огоньком в глазах рассказывает Динара.

Воспитательница у меня доверия не вызывает. Заметно, что человек очень жесткий и хитрый. Иду вместе с Динарой до лагеря. Между делом расспрашиваю о распорядках и тренингах. Наблюдаю, как дети, держа в руках Библию, разбирают Священное писание.

Детишки нас с фотокором встречают крайне недоверчиво. Озираются пугливо, смотрят, как на чужаков. Атмосфера совсем не радушная. Только я пытаюсь разобраться, что к чему, нас выставляют.

- У нас детский лагерь. Я за ребят перед родителями отвечаю, а вы их пугаете. Пожалуйста, уйдите отсюда, - совсем недобродушно говорит Динара.

Особо не расстроившись, топаем на курган. Подойдя к нему и оценив, сколько надо идти вверх по жаре - метров 100 - 200, решаем ограничиться походом на соседнюю Девичью гору.

С нее открылся красивейший вид на Жигулевское море. Оно хоть искусственное и не очень большое, но меня впечатлило. Края не видно, только Тольятти с другой стороны. Суровые скалы, лес и воздух такой, что не надышишься.

Тут нам и открылась тайна молодежного лагеря, которым руководила Динара. Ее рассказал Алексей, тоже выбравшийся на Девичью гору подышать свежим воздухом. С этим высоким длинноволосым парнем из Астрахани я познакомился легко и невзначай. Оказалось, что за ширмой благотворительной организации «Рука помощи» скрывались обыкновенные харизматы. Деятельность их законом не запрещена, но даже в Интернете можно найти немало грустных рассказов об этой организации.

А вот откуда Алексей узнал про своих соседей, отдельный вопрос. Оказалось, что этот парень - из числа адвентистов седьмого дня. Они под курганом тоже поставили лагерь под благодушным названием «Восход». То есть 90 процентов людей, которые гуляли на кургане в этот день, были либо адвентистами, либо харизматами. Я тихо присвистнул про себя от удивления.

Адвентисты седьмого дня проводят крещение.

Адвентисты седьмого дня проводят крещение.

Сам Алексей сначала произвел благодушное впечатление. В Астрахани он работает программистом. В церкви фактически с самого рождения. Родители оттуда же. Потомственный сектант, проще говоря.

Между делом адвентист зовет нас на вечерний молебен. Заодно рассказывает, что после него будет крещение - в церковь будут принимать новых членов. Доходим до лагеря адвентистов. Обнаруживается, что они стоят всего в десяти метрах от своих конкурентов, харизматов. На краю лагеря - настоящая сцена, с электричеством, колонками. Основательно адвентисты здесь обустроились. На сцене идут последние приготовления, ребята подключают микрофоны, гитары. Напротив сцены на скамейках располагается прилично одетая молодежь 17 - 25 лет.

Попутно Алексей рассказывает, что в лагере, помимо молебнов, проходят тренинги и семинары. Интереса ради смотрю расписание. Ох и говорящие названия тренингов: «Оправдание кровью», «Методы манипуляции музыкой».

И тут начинается молебен, похожий больше на дискотеку. Парни и девчонки заиграли на гитарах и клавишных. Играли еще более-менее прилично, но вот пение явно хромало: ребята фальшивили.

Содержание песен вполне ожидаемое. Что-то типа: «Иисус за нас умер, и мы ему теперь всем обязаны». Я уже было начал грустить и скучать, как ко мне подсел Алексей.

- Да ты не беспокойся, я тоже на первой проповеди скучал, - начал он обрабатывать.

Наконец пение закончилось. На сцену вышел пастор, начал читать проповедь. При подготовке к крещению ребятам задали несколько вопросов: «Верите ли вы в Святую Троицу?», «Готовы ли вы сердцем и душой креститься?». Меня смутил только один вопрос: «Готовы ли вы отдавать церкви десятины и оброки?». Вот и нашелся источник финансирования всей этой религиозной тусовки. С брата по копейке - можно каждый год молодежные лагеря устраивать. Кстати, адвентисты на кургане тусуются уже седьмой год.

Продолжение следует